Copywriting logo
Копирайтинг

Копирайтинг: что это за профессия

Копирайтинг — это профессия, заключающаяся в подготовке уникального контента для ресурсов, в том числе и веб. Хотя, профессию считают направленной четко на продажи, но это не так, в ней заключен целый комплекс работ самой разной направленности. Расскажу подробнее.

Копирайтинг

Что такое копирайтинг

Copy – чаще переводится как «копировать», но может иметь еще множество переводов в зависимости от контекста. Write – написать, сочинить, записать. Дословно можно описать профессию как «копировать-написать», на деле, гораздо больше было бы смысла, если бы данное направление назвали textwriting.

Все таки, специфика копирайтинга трудно отличима от рерайтинга (rewriting), что по сути означает переписывание. И в большинстве случаев задачи копирайтера сводятся именно к этому.

Но есть ключевое отличие. Для копирайтинга берется несколько разных источников, информация с них анализируется, определяется ее ценность, после чего на основе источников пишется уникальный текст.

Наиболее распространен копирайтинг во всемирной паутине. Практически каждый сайт стал «жертвой» копирайтеров, в том числе и этот. Потому, будем честными, сия профессия наиболее распространена именно в Интернет. И да, в современном понимании копирайтинг от SEO-копирайтинга ничем не отличается. Даже если у сайта нет задачи высоко ранжироваться в поисковых системах.

Впрочем, одно отличие есть. Любой запрос в поисковых системах — вопрос. Даже если вы пишите слово «хомяк», то у вас есть вопросы (породы, ареал обитания, где купить). Написали слово «смартфоны»? То же самое. Логику, надеюсь, поняли.

Обычный копирайтинг может в принципе не отвечать ни на какие вопросы. Но какова тогда ценность текста? Думаю, нулевая, даже если делитесь мнением о чем либо, то вы отвечаете на вопрос «О чем я думаю?».

Так что, весь копирайтинг, заточен под Интернет. Но отличия от SEO-copywriting только в том, что нет нужды затачивать текст под поисковые системы.

Как работает копирайтер

По сути, цикл работ в копирайтинге должен выглядеть следующим образом:

  1. Анализ семантики. Есть ядро из ключевых слов, которые должны выводиться в поиске, потому текст будет ориентироваться на них. С помощью семантики мы можем подсказать ПС о чем, собственно, текст. Впрочем, людям тоже подсказываем, потому, семантика — наиболее важная часть. Собирает ее SEO-специалист либо интернет-маркетолог. В общем те, на ком висит задача найти способ донести информацию до публики.

  2. Подготовка содержания. Текст имеет не только основную тематику, но и ответвления. Требуется подготовить верную последовательность заголовков, подзаголовков, чтобы одно вытекало из другого и не было рваного повествования.

  3. Написание текста. Это и есть основная задача копирайтера. Структуру текста может заранее определить SEO-оптимизатор, ИМ, но текст писать будет копирайтер. И поверьте, это только с виду легко.

  4. Проверка, внесение правок.

  5. Задача завершена. Стилистику и прочее может проверять корректор, но большинство заказчиков возлагают сию задачу на автора текста.

Как видите, написание текста — задача простая, если знаете как буковки расставлять. Сделать текст читабельным — задача на порядок сложнее. Несмотря на сотни текстов за моей спиной, данный скилл мне все еще не покорился.

Специфика работы

Да, суть работы описал. Но есть еще специфика, которая накладывает неприятный отпечаток. К сожалению, копирайтинг превратился не в подготовку читабельного текста, а исполнение хотелок заказчиков.

В этой статье я изрядно побомбил из-за подобного положения вещей, но сейчас желаю адекватно донести все проблемы до вас. Начнем, конечно же, с разных сервисов.

Уникальность

Мы используем одни и те же буквы, одни и те же слова. Но от вас будут требовать от 95 до 100% уникальности по разнообразным сервисам. Наиболее популярные:

Проверка уникальности Text.ru
Сервис проверки уникальности Text.ru. Как видите, 100% здесь — нетрудно.

А вот если в последних двух у вас потребуют уникальность 100 процентов в глубокой проверке, шлите лесом, это крайне сложная и бесполезная задача. Вас либо желают кинуть, либо заказчик идиот. В любом случае, такое сотрудничество оставляет желать лучшего. Оптимальный результат там от 90 до 97%. Выше — сложно.

Небольшое отступление для заказчиков. У меня частенько на сайтах залетали тексты с 40% уникальности, главное, чтобы были уместны. Пусть будет 70%, это нормально, главное, чтобы не попадались неуместные синонимы и предложения, криво написанные только ради достижения высокой уникальности. Особенно меня бесит читать тексты на техническую тематику. Синонимов нет, но авторов поставили в такое положение, что приходится изощряться. В итоге читаю полнейшее гуано.

В общем, не стоит слишком заморачиваться в данном плане, но заказчики будут требовать. От этого никуда не денетесь.

Семантика

Частенько в заказах вижу такое:

Требуется текст с ключевыми словами «карточная игра купить Москва», «купить игра карточная интернет-магазин». Вхождения точные, знаками препинания не разделять.

Во-первых, SEOшников, дающих такое задание, необходимо гнать в шею. Ибо я не желаю смотреть на тексты в стиле:

Если вы пришли карточная игра купить Москва, то наш сайт предлагает огромный набор карточных игр.

Во-вторых, не выкрутится копирайтер, если необходимо именно точное вхождение, сами попробуйте сделать вхождение с таким ключом уместным, просто для разминки мозга. Есть еще «разбавленные вхождения», то бишь со вставкой других слов в такой блок. И еще «смысловые». То бишь, можно менять падеж, положение слов, главное, сохранить смысл ключа.

Теперь второй этап — спам или тошнота. Тут как раз-таки приходим к тому, что от автора требуют не более определенного процента ключей.

Например, вы пишите огромную статью про персональные компьютеры. Но от вас хотят, чтобы в тексте слово компьютер встретилось не более 10 раз, а ПК не более 5. И крутитесь как хотите. Вот я сейчас вместо «копирайтер» начну вставлять «написатель текстов», «автор для сайтов» и т. д. Смешно и глупо. Или английское название copywriter для русскоязычной публики начну везде вставлять. Конечно, понимания у читателя не убавится. Но смысла не прибавится.

Но и это еще не все! Теперь будем смотреть на стилистическую верность. Уберем «воду». Предлоги, не несущие смысла предложения и прочее. Проблема в том, что смысл несет все, а попытки убрать «лишнее» часто приводят тексты в состояние «методичек» или делают сродни инструкциям. Возможно это наиболее правильный и лаконичный вариант, но тогда живость «нетленки» превращается в сухость, которую можно найти в официальных документах. В общем, смысла в этом мало. Получить «живой» текст, убрав всю воду и тошноту, попросту нереально.

Стилистика

И тут тоже встретится очень много интересного. Текст для людей — не значит, что должен быть написан для поисковых систем. Он должен быть написан интересно, заодно оказаться полезным для читателя.

И все-таки, от вас будут ждать соответствия ряду критериев. Сначала вымучают сервисами проверок вроде Тургенев.

Тургенев-Ашманов

Вроде бы данный сервис должен оценить, какова вероятность оказаться под фильтрами Яндекс из-за плохого качества текста. Сей опус данный ресурс оценил в 5 баллов ( чем выше число, тем хуже), что значит средний риск. Это не особо много, но учтите, никакого влияния оценка не оказывает.

Я неоднократно видел страницы, тексты с которых были оценены на 8 балов и более, но на первых позициях в поисковой выдаче. Загадка? Нет, есть куча критериев, по которым страницы ранжируются и никакой сервис их не знает. Так что за баллами гнаться бессмысленно. И, порой, страницы с низким риском по этой системе ранжируются хуже, чем простой текст, написанный без проверок разнообразными инструментами.

Вторым сервисом, который вас зажмет в «бутерброд» будет Главред. Заказчики до сих пор не поняли, что он сделан в помощь, а не для автоматизации проверки. Этот сервис подскажет автору потенциальные ошибки и возможности сделать текст лучше. Но никак не предназначен для оценки качества текста.

Главред

По крайней мере, многие места будет попросту нельзя исправить без потери смысла. Либо придется добавить знаков, разжевывая очевидное. Например, слово «потенциальные» Главред считает за неопределенное и рекомендует уточнить. То бишь, придется разжевать, что за ошибки ищет инструмент, и писанины получится на отдельную статью.

Учтите, если от вас требуют оценку по данному сервису выше 8 баллов, то это крайне сложно, часто идет во вред «нетленке».

К чем пришли

Точнее, докатились. Копирайтинг превратился не в творческую работу, а попытку угодить десяткам инструментов. Вам придется добиваться уникальности, сокращая воду и спам. Попутно плясать между Тургеневым и Главредом.

И это только самые популярные схемы насилия над копирайтерам. Благо, заказчики начали осознавать вред такого подхода и количество заданий с кучей инструментов сократилось. Когда сам подрабатывал копирайтером, то поражался и кошмарился. Вроде, текст наклепал за пару часов, а на проверки и подстройки под инструменты уходило еще часов пять.

Так что, копирайтинг сейчас еле дышит. Вместо экспертных текстов, написанных простым языком, имеем огромный пласт «гуано». Возможно, копирайтеры сами по себе справились плохо, но, частенько исходный текст до обработки всеми инструментами выглядит заметно лучше.

Единственное решение — бойкот завышенных требований. Уникальность, вода, спам — ладно, можно потерпеть, но проверка десятком инструментов — бред.

Пишите для людей, а не сервисов. Может тексты будут не идеальны, но полезны и понятны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.