Разработка сайтов до сих пор кажется невероятно сложным процессом. Люди считают, что требуется огромное количество знаний, кодить целыми днями, в общем, для большинства это тёмный лес.

Конечно, есть и другая категория, которые уверены, что после пары щелчков по мыши появляется сайт. Я скажу так: ни те, ни другие не способны сделать сайт самостоятельно. А вот вам по силам. Я расскажу, как фрилансеру заработать на создании сайтов, ведь это моя основная специфика.

Статья рассчитана на тех, у кого мало знаний в данной сфере. Опытным специалистам, которые умеют делать сайты, но плохо знают каналы привлечения клиентов стоит пролистать дальше.

Создаём сайты удалённо

У нас было 2 страницы HTML, 75 строк CSS, 5 разных CMS, пол солонки Laravel, целое множество костылей, а также Composer, GitHub, и говнокод, Wix и домены. Не то что бы это был необходимый запас для работы, но если начал верстать сайты, становится трудно остановиться.

Единственное, что вызывало опасение — Wix. Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем Wixанутые зомби. Я знал, что рано или поздно мы перейдем на эту дрянь.

(Воспоминание о заказчике, который оплатил работу за создание сайта на Wix).

Типичный разработчик сайтов

Пора отправляться в тернистый путь. Для начала разберём пул знаний, которыми должен обладать специалист, чтобы начать нормально работать. Конечно, сверстав пару сайтов на Wix, вы можете посчитать себя великим специалистом, но поверьте, требования гораздо выше. Потому, лучше заранее знать, что может понадобиться.

Впрочем, можно и просто на конструкторах сайты делать, многим и этого хватит. И заказы в стиле «сверстайте сайта на Wix» встречаются часто.

Давайте сначала общее:

  1. Стоит знать какой-нибудь фреймворк (сложно) или CMS (полегче). Из самых простых можно выделить WordPress и Joomla. Drupal и ModX заметно сложнее. Часто заказы бывают по Битрикс, OpenCart. Вам не обязательно быть идеальным кодером. Решения для ваших задач практически всегда есть на форумах, относящихся к CMS, площадках, вроде StackOverflow или GitHub. Блоги, небольшие интернет-магазины и лендинги сможете сверстать без проблем.
  2. SEO, хотя бы на начальном уровне. Сейчас на сайте должны присутствовать метатеги (Title, Description), расширенный сниппет, правильная разметка страницы. То бишь, если идея распихать содержимое по фреймам покажется отличной, так как будет выглядеть прикольно, то с точки зрения SEO получится очень плохо.
  3. Хостинги или VPS. Заказчики не всегда даже знают, что им нужен хостинг и какой. Например, вот статья про выбор хостинга для WordPress. В принципе, тот набор подойдёт для любого сайта.
  4. Минимальное понимание HTML и CSS, без них тяжело делать разметку страниц. Даже в конструкторе иногда приходится поработать Неплохо бы было понимать логику PHP и JS, конечно, не требуется знать язык наизусть, но принципы работы стоит. Если работаете только с WP, то достаточно знаний jQuery.
  5. Веб-технологии. Кеширование, коды ответа сервера, редиректы. Протоколы. Все это разберу в рамках других статей.

Конечно, выглядит пугающе, но все не настолько плохо, как может показаться на первый взгляд. В процессе работы осваивать навыки довольно просто. Главное не берите в начале пути сложные проекты, вроде интернет-магазинов, агрегаторов, разнообразных динамических площадок. Начните с лендингов и блогов.

Заказы не самые оплачиваемые, но мороки меньше, сможете потренироваться. В качестве стартовой CMS рекомендую выбрать WordPress, он довольно прост, пока не начнёшь лезть глубоко.

Создание сайтов на конструкторе

Тут практически ничего знать не нужно. Любой сайт пилится в пару кликов. Но влиять на платформу и дизайн очень сложно. Вы будете ограничены только тем функционалом, что предлагают конструкторы.

Данный способ доступен даже обделённым техническими знаниями людям, потому заказы на такую тему бывают редко и очень низко оплачиваются. С точки зрения фриланса бесперспективное направление.

Но заказы иногда попадаются, потому можно и делать, дабы нафармить денег, просто зацикливаться на этом не стоит. Это путь в никуда.

Создание лендингов и сайтов-визиток

Самая простая тема, но нужно шарить в дизайне. Фактически это разработка одностраничных сайтов. Как создать Landing Page, уже рассказывал. Преимущество данного направления в том, что вам нужно только создать отдельную страницу, назначить её главной.

Например, на WordPress с помощью конструктора Elementor или WPBackery это делается очень просто. Конечно, понадобится еще парочка плагинов, например, Caldera Forms для форм обратной связи, какой-нибудь плагин для Popup (всплывающее окно) и добавить карты через Google или Яндекс API (тоже решается с помощью плагинов или простым вкраплением кода на сайт).

В принципе, на любом лендинге и визитке это самые важные элементы.

Проблема только в дизайне. Чтобы вёрстка выглядела прилично, скорее всего придётся поработать с CSS, научиться работать с Figma, а потом натягивать дизайн на сайт.

Соответственно, с шаблонами тоже надо немного повозиться, а значит придётся и немного PHP понимать, иногда JS. HTML и CSS знать вообще в обязательно порядке.

Благо, что не всегда для решения данных задач нужен высокий уровень знаний.

А типичная вёрстка дизайна выглядит так:

Landing Page
Конечно, обычно над дизайном сильнее заморачиваются, но я делал это ради забавы

На деле подобные веб-площадки — простейшая смесь: куча анимаций, всякие элементы для наведения красоты, формы для связи, попапы с предложениями, не более. По SEO лендинги не двигают, только по рекламе, так что иногда нужно позаботиться о сквозной аналитике, например, чтобы кнопка «Отправить» стала целью Метрики. Тут может пригодиться jQuery. Но случай редкий. Обычно создаётся страница, временно рекламируется по медийке и контексту, каналы привлечения определить потом несложно.

С сайтом-визиткой ещё проще. Он, как правило, ничего не продаёт. Создан только для того, чтобы показать, что у бизнесмена есть сайт, он в тренде. Крепится большое фото предпринимателя или логотип компании, накидывается описание, адрес, реквизиты, ссылки на соцсети, снизу карта. Потом всё это заливается на хостинг и висит мёртвым грузом.

В общем, ничего сложного, можете даже на локальном сервере сверстать пару сайтов и у вас будет уже какой-никакой опыт. Потом рекомендую прикупить хостинг, пару доменов и вкинуть сайты туда. Живое портфолио вам необходимо.

В плане SEO лендинги тоже хороши его отсутствием. Ну, для вас. Как правило, делать полноценную SEO-оптимизацию и микроразметку (Rich-snippets) не приходится, потому, пул знаний требуется не столь большой.

Впрочем, большинство заказчиков сейчас даже для лендингов требуют такой уровень SEO, что корпоративные сайты или крупные блоги позавидуют. Так что рекомендую серьёзно взяться за изучение SEO. Даже если планируете просто кодить. Ведь все SEO-заморочки кодить придётся именно вам.

Технологии ускорения требуются не всегда. Но и это стоит изучить, чем быстрее грузится лендинг, тем лучше у него конверсии. Потому хорошая скорость сайта — конкурентное преимущество.

Учтите, высоки требования к адаптивной вёрстке. Мобильная версия тоже должна хорошо смотреться, так что CSS знать все-таки придётся.

Фриланс разработка сайта

Блоги и новостные ресурсы

В данном случае требования возрастают. Пусть такую красоту, как на лендинге, наводить приходится редко, но важно знать такие вещи, как структура страниц.

Представьте, у вас есть обыкновенные статические страницы, которые не относятся ни к чему и висят сами по себе, но бывает и другой тип. В WP он называется «запись». Фактически, можно поделить так:

  1. Таксономии. Объединение кучи записей в единой теме в пул, посредством вынесения в рубрику, также можно кастомные таксономии, например, чтобы разделять новостные записи и блоговые.
  2. Архивы. Разделяются, как правило, на архивы авторов (то бишь, все записи одного автора) и архивы дат (фильтрация записей по датам).
  3. Метки (теги). Условно говоря, присвоенная автором или кем-то другим метка. Например, одна запись будет относить к категории «Разработка сайта на Grav», другая к «Разработка сайта на WordPress», если я желаю их объединить, то могу использовать метку «Разработка сайта», по которой будут выводиться сайты из разных рубрик.
  4. Пользовательские таксономии. Никто не мешает создавать собственные варианты коллаборации записей. На новостных ресурсах это просто необходимо.

Это так, общие варианты практически для каждой CMS, стандарт, и при проектировании сайта придётся всё учесть. Что закрыть от индексации, создать правильную структуру сайта, которую поймёт пользователь. Задача только с виду лёгкая, убедитесь сами.

Второе, вы должны понимать все технологии SEO, хоть и отовсюду раздаются вопли «SEO – бред!», «Все это лажа!», но рекомендации к оптимизации от самих поисковых систем, ни что иное, как SEO. И вебмастер должен понимать, как сделать всё так, чтобы оптимизировать сайт для поисковых систем было просто.

Например, в WordPress все легко решается с помощью плагинов.

Интернет-магазины

Чуть сложнее. Здесь структура становится крайне широкой. В WP для создания интернет-магазина используется плагин WooCommerce, конечно, есть и другие, но этот лучший. Но в данном случае предпочитаю другие движки. Например, OpenCart, PrestaShop. В России неплохо данные потребности закрывает Битрикс.

Интернет-магазин

Чем крупнее интернет-магазин и больше товаров, тем сложнее задачи придётся решать вебмастеру:

  1. Подключение сквозной аналитики, колл-трекинга и других систем анализа продаж. Чисто из-за объёма все может превратиться в ад.
  2. Интеграция с другими сервисами, например, с любимым в России 1С. Довольно сложно, несмотря на наличие модулей для сего дела, ручками скорее всего придётся поработать.
  3. Парсинг прайс-листов. Учитывая, что у каждого дистрибьютора может быть собственный прайс, задачка ставится нелёгкой. И поверьте, любой магазин, как правило, ищет новых дистрибьюторов, потому вам ещё не раз позвонят, чтобы парсер допилили. Хотя, это постоянный источник дохода.
  4. Доработка корзины. Особенно актуально в тех организациях, где нужно сделать возможность покупки с выбором множества вариантов. Где-то для этого есть готовые плагины, где-то придётся кодить самому. Калькуляторы, конфигураторы, сложные товары.
  5. Подключение платёжных систем. У каждой свои API, которые нужно понимать. Но иногда для решения большинства проблем есть уже готовые расширения и плагины.
  6. Куча всякой ерунды опционально. Но у всех свои заскоки.

В случае с ИМ каждый предприниматель хочет как-то свой бизнес выделить (во всём, кроме цен и качества обслуживания), потому стандартного функционала, как правило, не хватает. За сие дело лучше браться опытному разработчику, который прекрасно знает, как накодить что-то своё.

Но если у вас просят маленький интернет-магазин на 15 товаров, то проблем, обычно не возникает, а тренировка получается хорошей.

Сложные веб-ресурсы

Всякие карты с трекингом положений, сайты с динамическим содержимым, которое подстраивается под пользователя, агргегаторы и прочая муть — более сложная тематика.

Как правило, без команды это не реализовать, даже если вы имеете огромный опыт за плечами. Но никто не мешает фрилансить командой разработчиков, просто на такие проекты, как правило, либо нанимают команду, которая будет ещё постоянно поддерживать продукт, либо отдают подрядчику, являющемуся, как правило, юридическим лицом.

Где можно заработать фрилансеру, разрабатывающему сайты

Вкратце расскажу, какие площадки показались мне наиболее эффективными с точки зрения заработка на создании сайтов:

  1. Kwork. Создайте здесь себе карточку обязательно. Это бесплатно. Конкуренция, конечно, запредельная, но вероятность получить заказ есть. Также можно пытаться выловить заказы на бирже Кворка. Рекомендую попробовать.
  2. Work24. Здесь не так уж и много заданий, зато конкуренция не такая уж жёсткая. Новичку здесь даже проще заработать. Рекомендую зарегистрироваться и мониторить заказы.
  3. Fiverr. Для тех, кто знает английский язык, полный аналог Kwork, только зарубежный. Но платят там заметно больше. Частно хватает для общения с заказчиками и работы связки ChatGPT+Deepl, так что справиться можно и без знания языков. Не заходите на биржу с российских IP, не любят там этого. И для вывода нужны зарубежные счета.

Задания по доработке можно брать также на Kwork или Work-zilla, таких заказов там немало, так что можно набить руку на простых задачках и даже делать простые лендинги за 2-3 тыс. рублей. Так что работать там можно, но в плане разработки сайтов там цены низковаты.

В общем, пробуйте для начала что-то сделать там, потом можете перейти на заказы посерьёзней или даже рекламировать себя любимого (ую) в Ads, Direct и социальных сетях. Кстати, при грамотном подходе к рекламе, дело окупается.

Web dev

Удел фрилансера при разработке сайтов на заказ

Да, фрилансер может предлагать более низкую цену, хорошее качество работы и прочее, но его удел — малые площадки и доработки. Разработка сайтов на заказ — дело прибыльное, и заказчику приходится отдавать неплохие суммы. Большая часть крупных заказчиков — организации. И без договора они не шелохнутся. Просто потому, что не хотят лишний раз работать с наличными деньгами, предпочитают иметь гарантии, а с физического лица даже по договору впоследствии взять что-то трудоёмко.

В общем, можете потренироваться в создании сайтов на заказ в качестве фрилансера на мелком. Когда перерастёте, придётся открывать ИП или ООО, чтобы привлекать более крупные проекты. Нормальный путь.

Не забудьте про сбор команды, на любой проект сложнее блога или мелкого интернет-магазина лучше иметь несколько человек. Ускорит процесс, снизит сложность разработки.

Ладно, желаю вам успехов. Думаю, достаточно сказал, а всю специфику в рамках небольшой статьи раскрыть трудно. Но помните: учиться придётся много. Либо заниматься мелочью, которая не принесёт особой выгоды.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 15

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если материалы с данного сайта были полезны, и вы желаете поддержать блог, то можете воспользоваться формой по ссылке: Донат на поддержку блога