Отличный вопрос. И отвечу сразу, именно отдельная мобильная версия не нужна. Прошлый век. За исключением тех случаев, когда на основной версии присутствует много интерактивных элементов, которые одной адаптивностью не закрыть. Но сделать сайт удобным для пользователей однозначно стоит. Сразу обозначу, что перспективы обозначены на 2025 год.
И добавлю, что мобильная версия сайта сейчас приоритетнее, чем десктопная, если получится, закройте это адаптивностью. Большинство сайтов сейчас именно адаптивные. Благо, современные технологии позволяют легко делать адаптивные сайты, раньше приходилось пилить отдельную версию сайта.
Так что если ваш сайт до сих пор адаптирован лишь под компьютеры, то вам следует его переделать, так как вы теряете большую часть трафика.
Насколько нужна мобильная версия сайта
Давайте разберём подробнее. Предположим, у вас обычный блог. В таком случае вам навряд ли понадобится отдельная мобильная версия сайта. Вполне хватит адаптивности. Давайте расшифрую.
Адаптивный сайт — платформа, которая посредством программных методов формирует отображение в таком виде, что оно будет отображать все функции и информацию при любом размере экрана.
И если сайт у вас не адаптивный, то исправить сей недочёт необходимо. До сих пор попадаются ресурсы, на которых либо шрифт такой, что не разберёшь, либо контент заезжает за экран. Это недопустимо! Почему? А вот вам скриншот.
А теперь давайте посмотрим на соотношение трафика с устройств сейчас.
Это показатели количества сессий по типам устройств на том самом блоге, на котором читаете эту статью, за 90 дней. Если что, в Google Analytics можете это увидеть для своего сайта. В Яндекс Метрике аналогичный функционал присутствует.
Да, сейчас много людей сидит со смартфонов: читают статьи, ищут товары, совершают банковские переводы. Конечно, зависит от тематики, но в большинстве случаев лидирует именно мобильный траффик.
В общем, если не угодите любителям смартов, то заметно снизите эффективность площадки. Вас ждут следующие неприятности:
- Падение позиций в выдаче поисковых систем. Оптимизация для мобильных пользователей — важный фактор ранжирования. Для поисковых систем именно мобильная выдача приоритетна, а не десктопная. Исключений не видел.
- Отток посетителей. Люди, сидящие со смартфонов — привереды. Терпеть неудобный сайт будут только в том случае, если конкурентов нет вообще.
- Снижение прибыли. Неважно, вебмастер ли вы, который продвигает сайт для размещения ссылок и получения дохода от рекламы или владелец интернет-магазина. В любом случае, вы упускаете деньги. Меньше просмотров рекламы, меньше оформлений заказов. Всё работает против вас.
- Наращивание проблем. Да, чем дальше, тем хуже. Примерно 3 года назад количество мобильных посетителей на большинстве сайтов не превышало 35%, за исключением развлекательных ресурсов. Сейчас примерно 70 на 30 в пользу смартфонов. И число мобильных посетителей до сих пор продолжает расти.
Конечно, есть тематики, в которых «стационарная» выдача не уступает мобильной. Например, программирование, серверы. В общем, то, что связано с работой и требует инструмент под рукой.
Но банально, скажу на примере одного интернет-магазина по продаже горнолыжного снаряжения, сделанного на WooCommerce. Использовалась самописная тема, в которой адаптивностью и не пахло. С ПК приходило около 500 посетителей в сутки, со смартфонов около 120.
Так вот, покупателей с мобильной версии практически не было. 1-2 в месяц. С ПК около 70 человек становились клиентами.
Поставили новую адаптивную тему вместо самописа, подтянули SEO, через несколько месяцев количество посетителей увеличилось вдвое. Численность покупателей осталась прежней, ибо сезон закончился. Это отличный результат, сохранить доход в несезон практически нереально.
Спустя несколько лет и столько же горнолыжных сезонов могу ответственно сказать, что заказов со смартфонов в 5 раз больше, чем с ПК. Людям часто удобнее искать с телефона. И покупать с него тоже заметно удобнее.
Как видите, адаптивность точно нужна. А вот мобильная версия сайта не обязательна. Но некоторые скажут, что без неё никак! Врут, причём нагло, объясню почему.
Кстати, вот ещё один пример с другого интернет магазина, где добавили адаптивность и более не вносили никаких изменений. Стрелкой отмечен момент внедрения адаптивного функционала. Позиции из-за изменений чуть поколбасило, но оно того стоило.
Убедил? Если нет, то давайте дальше ещё раз разжую, что адаптивности вполне достаточно в большинстве случаев.
Мобильная версия нужна только в том случае, если сайт тяжеловесный, в основной версии накручено всего и побольше. Хороший пример — социальные сети, где версии могут сильно различаться.
Если у вас фон с видео, много изображений, которые не несут информативности, сложные решения для дизайна, всякие эффекты и анимации, сделанные на js, но не несущие никакой пользы посетителям. Банально, parallax и particles, которые любят пихать на сайты, очень много жрут. Не спорю, выглядит красиво, но стоит ли оно того? Мне кажется, нет. Лучше выпилить их, чем оставить.
В общем, если проблема такого плана, то вам стоит поработать над сайтом, упростить, убрать лишнее, чтобы его ускорить. И тогда точно хватит адаптивности.
Мобильная версия сайта нужна только в том случае, если функциональные решения отличны друг от друга. Например, разные инструменты для редактирования текста на развлекательных площадках. Или банальный пример — социальные сети. Решения для мобильной версии и ПК сильно разнятся, чтобы достичь максимального удобства и в том, и в другом случае.
Только при серьёзных функциональных отличиях имеет смысл делать мобильную версию сайта, а не адаптивную.
Что делать
Если функциональные технические особенности двух версий сайтов не имеют серьёзных отличий, рекомендую только оптимизировать существующий сайт под адаптивность. Этого будет достаточно. Те элементы, что тяжеловесны или мешают адаптивности, должны быть нещадно выкорчеваны из основной версии сайта. Поверьте, это хорошо скажется на позициях в поиске и поведении посетителей.
Если есть серьёзные функциональные отличия. Например, отличные редакторы диалогов, другие методы оформления заказа, то мобильная версия необходима. Она стоит денег, придётся дополнять методы определения юзер-агента перед выдачей страниц сайта и сервер помощнее.
Решать как всегда вам, но я считаю, что будущее за адаптивностью. И многие специалисты рынка считают так же.