Здравствуйте, дамы и господа, в этой статье хочу рассказать о том, что ждёт SEO в 2024 году благодаря повсеместному внедрению ИИ. Мы уже видели очень крутой ChatGPT, который даёт результаты не хуже поисковой выдачи, используя данные с тысяч материалов, а бот уже формирует из них один полноценный ответ. Увидели ИИ Bard, который ещё на старте допустил ошибку и сказал, что первое фото экзопланеты принадлежит телескопу Джеймс-Уэбб.

Теперь ИИ Bard Google поспешно переименовывает в Brad. Но сути это не меняет. ИИ уже повсеместно входят в нашу жизнь. И никто не уйдёт обиженным.

ИИ убьёт SEO

По крайней мере, ту форму, которую мы знали. Не сразу, но очень скоро. 2023 год ИИ будут обкатываться. А в 2024 году уже начнут работать в полную силу. Так что многие сферы будут отданы на откуп ИИ.

Конечно, некоторые утверждают, что не всё будет так плохо, всё равно останется, где «пастись». Но давайте по факту: ИИ отчекрыжит большой кусок пастбища. Да, коммерческая выдача будет затронута не сразу. Но даже это вскоре случится. Например, если поиск полностью под контролем ИИ, я могу сформулировать запрос так:

Найди в радиусе 10 километров магазин, в котором «имя товара» будет дешевле всего.

Или сформирую запрос иначе:

Найди мне места, где могу купить смартфон Name дешевле всего, выведи их на карту. Если офлайн-магазина нет, то доставка должна занимать не более 24 часов.

Представьте, как ваш интернет-маркетинг посыпется от этого, как ваша реклама в Директ не даёт никакого результата только потому, что человек одним голосовым запросом может найти предложения лучше вашего или аналогичные.

Теперь ему не нужно перебирать кучу сайтов и сравнивать характеристики и доставку. ИИ будет собирать информацию по всем сайтам, а конечному пользователю просто выведет уже сводную.

Итак, Bing решил внедрить себе ChatGPT, а Google — Bard. И это довольно сильные системы, которые вскоре смогут писать даже простой код.

ChatGPT Bing
Пример работы ChatGPT в Bing

А уж сформировать сводную по разным товарам с ценами и местоположением для данных систем будет проще простого.

Также не стоит забывать и про то, что ответы на такие простые вопросы в стиле «Как доехать из Берлина до Дюссельдорфа» данные боты будут как орешки щёлкать.

Ещё на моменте ввода быстрых ответов от Google, Яндекс, вебмастера и блогеры выли, что их контент нагло забирают, ведь быстрый ответ позволял не мучиться с переходом на сайт, соответственно, блогер не получал с этого ни копейки.

Теперь стало ещё хуже. Теперь ИИ сможет брать контент сразу со всей выдачи, компоновать его в полноценный ответ, соответственно, теперь лазить по разным сайтам не нужно, людям теперь нет нужды переходить на сайты, ведь ИИ сделает всё за них.

Ну а вы, как владелец сайта, получите ссылочки на чат внизу страницы.

ChatGPT Bing
Ещё один пример работы ChatGPT в Bing

И многим вебмастерам и блогерам это может сильно навредить. Люди будут получать готовый ответ, но за счёт вашего контента. Только сам владелец сайта с этого ничего не получит.

И это будет работать со многими вопросами. Поисковики и ИИ берут информацию с вашего сайта, а люди её получают. Вы не получаете ничего.

Соответственно, в плане SEO это сильно скажется, теперь бот может выдавать информацию сразу с нескольких сайтов. Знаете, есть такие сайты, которые воруют данные сразу с нескольких сайтов, а потом размещают у себя. Поисковики с этим боролись, но теперь решили сами превратиться в такое место.

По простым запросам в стиле «Как доехать», «Рецепт борща» теперь будут отваливаться целые пласты текстов. Да что уж говорить, даже медиаконтент уже учатся распознавать и встраивать.

Соответственно, блогерам и вебмастерам станет заметно тяжелее. Да и бизнесу тоже. ChatGPT, как и Bard, предпочитает сухую информацию. То бишь, если будет запрос «строительство сруба», то свою статью с примерами «как Company_Name» собрала сруб, уже не подсунешь. Соответственно, отвалится большой кусок интернет-маркетинга.

Давайте по факту: что ни вбили бы в поиск, это всё равно вопрос. И на многие вопросы ИИ будут способны ответить.

Выкатить работоспособную версию ИИ первой сможет Microsoft. И аудитория в новой версии поиска очень заинтересована.

ChatGPT — тип ИИ, которая базируется на машинном обучении и большой лингвистической модели, около 300 миллиардов слов было добавлено в базу.

Bard пока сильно отстаёт, подробности ещё толком неизвестны, но первый блин вышел Google комом.

Но то, что ИИ повсеместно войдёт в нашу жизнь, — факт. И SEO вынуждено будет развиваться в данном направлении.

К недостаткам ИИ стоит отнести большие технические требования. По некоторым оценкам мощности текущей IT-инфраструктуры придётся увеличить примерно в 5 раз, соответственно, дороговизна ИИ может слегка притормозить процесс. Но только слегка. И то не факт, ибо проигравший в данной войне вынужден будет сдать позиции победителю.

Для Microsoft сейчас отличный шанс немного порушить гегемонию Google в интернете, а для Google важно свою гегемонию защитить. Так что грызться будут даже себе в убыток.

Как SEO адаптировать к искусственному интеллекту

Машинное обучение — практика давняя. И последнее время получает всё большее развитие. Да, искусственный интеллект полноценным интеллектом пока не назовёшь. Но многие задачи выполнять будет отлично:

  1. Переводы текстов и написание.

  2. Работа с кодом.

  3. Формирование ответов на вопросы.

Да, пока ChatGPT и Bard частенько занимаются бредогенерацией и дают неверные ответы. Но надолго ли это? В ИИ вложены большие силы, огромные деньги, а, значит, вскоре выдача будет узурпирована.

И контент будут брать у владельцев сайтов, даже не спрашивая их разрешения. В отличие от вороватых вебмастеров, которые из текстов с десятка сайтов составляли одно длиннющее полотно для своего, ИИ может составить из информации с сайтов полноценный текст, который всесторонне раскрывает вопрос.

Воровство ли это контента? Отчасти, да. И многие вебмастера могут перестать получать из-за ИИ какую-либо прибыль, ведь ChatGPT или Bard не будут отображать рекламу с сайтов, удалят реферальные ссылки из текста, а также любые упоминания и заметки, которые не нужны для ответа на вопрос.

С одной стороны, может показаться, что это лучше для пользователя, с другой стороны, на самом деле вебмастера будут менее мотивированы делать контент. А некоторые начнут скармливать неверные данные ботам.

ChatGPT logo png

Да, со временем эту проблему решат. Возможно, ИИ сами смогут готовить контент, но факт в том, что поисковые системы желают завязать весь трафик на себя. Я об этой проблеме говорил ещё когда делал обзор алгоритма Y1 от Яндекс, да и до этого говорил, и не раз. И другие об этом говорили.

Но сейчас идём к апогею. Сейчас поисковики, благодаря ИИ, завяжут огромную часть контента на себя. Именные блоги, куда приходят за личностью блогера, выживут, коммерческие сайты смогут получать трафик с помощью рекламы, но часть контент-маркетинга отомрёт.

И это ещё не конец. Мне кажется, что поисковые системы желают превратиться в ещё один большой агрегатор, на котором будет завязано всё.

И что же делать в такой ситуации SEO-специалистам? Адаптироваться. Во-первых, теперь не получится скормить плохой контент для продвижения, придётся делать контент, полностью отвечающий на вопросы пользователей.

Во-вторых, ориентироваться придётся на другие сферы. Например, запросы для продвижения в стиле «лучшая обивка для дивана» с рекламой определённых сайтов скормить будет всё труднее.

Не будет ИИ отвечать, что лучшая обивка от компании «Имя», если данное утверждение не подтверждено фактами.

А, значит, придётся искать смежные сферы для продвижения, которые не будут оккупированы нейросетями.

Пока трудно сказать, как это будет выглядеть, но большая часть простых вопросов будет под юрисдикцией ИИ. А вот всякие развлекательные тексты, а также контент-агрегаторы вроде Pikabu или Reddit выживут.

Пострадают больше всего личные сайты с конкретной информацией, например, инструкциями, а также сайты, которые дают конкретную информацию, например, «как установить Ubuntu», ибо на такие запросы Google и Bing сможет давать конкретные ответы. Возможно, даже со скриншотами или изображениями. Может, докинут что-нибудь вроде Midjourney для генерации уникальных изображений и обхода авторских прав.

Так что численность возможных вариантов заметно сократилась. Особенно в плане прямого заработка, например, с РСЯ, AdSense.

Контент-маркетинг полностью не вымрет, просто приобретёт другую форму, а также будет крутиться вокруг посещаемых площадок.

Ну а продвигаться смысл есть только по тем запросам, по которым нейросети не смогут давать толковые ответы.

А также можно продвигаться по контенту, который требует интеграции медиафайлов, например, скриншотов, аудиофайлов, видео. Но, скорее всего, это скоро тоже будет использовано против контент-мейкеров.

Но есть ещё кое-что, с чем можно поиграться.

Коммерческое SEO и нейросети

Итак, есть у нас такое понятие, как коммерческое SEO, теперь нужно максимально эффективно адаптироваться под выдачу с помощью нейросетей. Как уже говорил выше, теперь человеку достаточно будет сформировать запрос:

Найди мне видеокарту «модель» в городе Москве, стоимостью не более 90000, а также адреса и сводную таблицу по ценам. Должна присутствовать доставка.

И с этим будут вполне справляться. Соответственно, площадки, у которых «цена договорная», будут сильно страдать. За исключением тех моментов, когда работа комплексная и цену можно составить только на основании проекта.

Так что придётся подгонять сайт под типаж запросов. ИИ сможет выдать информацию сразу со всего сайта, а не только отдельной страницы, а это уже преимущество.

То бишь вам теперь нужно будет ориентироваться на портрет покупателя, а не на семантику. Например, одним покупателям нужна доставка, другим нет. Одни предпочитают СДЭК, а другие «Грузовичкоф», третьи предпочитают самовывоз.

Некоторые хотят примерку одежды перед выкупом, другим достаточно купить нужного размера.

Соответственно, в рамках всего сайта нужно максимально закрыть потребности всех типов покупателей, от этого будет много пользы. Сбор семантики, конечно, не помешает, так как в запросах могут крыться портреты покупателей.

По ключевым словам будет примерно понятно, что людям нужно. Само собой, по потребностям можно будет формировать контент сайта.

Но поиск всё больше будет уходить в сферу низкочастотных запросов. Причём очень длинных, которые в WordStat или KeyCollector не соберёшь. И стиль у запросов станет теперь не вопросительным, а прикладным, даже приказным. В стиле «найди мне то и то, выведи список цен и адресов.

И теперь нет смысла смотреть на семантику отдельных страниц, придётся смотреть на семантику сайта в целом, так как ИИ будет выдавать сайты целиком.

Но не стоит делать отдельные страницы неинформативными, лучше на каждой странице агрегировать всё, что можно:

  • адрес;

  • телефон;

  • наличие доставки;

  • таблица цен и прайсы.

Делать придётся так, чтобы каждая страница полностью отвечала запросам пользователя. А сайт отвечал запросам целых пластов потребителей. Чтобы пользователь сразу мог получить ответ на комплексный запрос:

Выведи мне список магазинов, продающих экшен-камеры с доставкой, ценами и наличием гарантии. Также там должны быть микрофоны-петлички с разъёмом type-c для смартфона и продаваться карты памяти.

Но ещё посмотрим, впереди куча тестирований, изменений. Пока наблюдаем за тенденциями, и они складываются примерно таким образом, как описал выше. В целом, эти тенденции наблюдались ещё со времён появления голосовых помощников, но теперь это становится куда более выраженным.

Новая веха SEO

Поисковые системы всё сильнее агрегируют трафик вокруг себя, а также теперь способны давать ответы прямо на странице выдачи. Да, за счёт контента, который генерируют другие люди.

С этим можно попытаться бороться, но не факт, что получится, многие площадки просто отомрут, так как не будет смысла в продвижении, а многим SEO-специалистам придётся значительно изменить тип запросов, по которым придётся продвигаться, а также сконцентрироваться на развлекательном контенте, который не подразумевает точные запросы.

На этом желаю успехов, обычно, кстати, желал ещё и высоких позиций в поиске, но, кажется, скоро это не будет иметь прежнего значения. В общем, всего доброго!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если материалы с данного сайта были полезны, и вы желаете поддержать блог, то можете воспользоваться формой по ссылке: Донат на поддержку блога