Здравствуйте, дамы и господа, 10.06.2021 г. Яндекс представил глобальное обновление поисковой системы — Y1. Давайте в пределах статьи рассмотрим, чего стоит ждать от нового обновления, а также о том, как это повлияет на сайты, участвующие в поиске Яндекс.

Почитать про Y1 вы можете в блоге вебмастера от Яндекс, там немного сказано об обновлении, я же попробую рассказать, чего ждать без прикрас.

Алгоритм Y1: перспективы для SEO-специалистов и вебмастеров

Итак, новое обновление презентуется, как система, которая должна сократить время между запросом пользователя и поиском ответа на него. Вроде цель хорошая, но несколько вещей вызывают сомнения. Давайте посмотрим на то, что сделал Яндекс.

Быстрые ответы made in Yandex

Первым нововведением стала система быстрых ответов. Нет, мы видели её и раньше. И в Яндекс, и в Google, но у Яндекс это был только эксперимент, теперь же это будет повсеместной практикой.

Но данная система ещё несовершенна. К примеру, вот этот вариант быстрого ответа не отвечает на вопрос от слова совсем.

Быстрые ответы Яндекс Y1

Впрочем, уверен, Яндекс это доработает со временем. Так что скоро выдача будет полностью монополизирована Яшей. На многие вопросы Яндекс вполне корректно даёт быстрые ответы.

Но что же это предвещает владельцам сайтов и SEO-специалистам?

В общем, за этими блоками быстрых ответов я слежу уже давно. И информация в них меняется с невероятной скоростью. Иногда по паре раз за день. В процессе моих наблюдений однозначного вывода, как повлиять на попадание в быстрые ответы, не выработалось, пока только предположения.

На это влияют поведенческие факторы, семантическое ядро, а также сам сайт: его «вес», популярность, ИКС, количество посетителей.

Но больше всего влияет семантика. Например, по запросу «дроп-домен» одно время в блоке быстрых ответов был мой сайт.

Мой сайт в быстрых ответах Яндекс

Но сейчас там известный хостинг и регистратор доменных имён.

Reg.ru в быстрых ответах Яндекс

Но самое смешное, если убрать дефис и написать «дроп домен», то в блоке быстрых ответов будет Хабр.

Хабр в быстрых ответах Яндекс

Так что прихожу к выводу, что больше всего влияет семантика. Даже наличие дефиса может изменить сайт в блоке быстрых ответов.

Так что теперь выдача по информационным запросам будет выглядеть примерно так:

Быстрые ответы Яндекс Y1

И даже добавление региональности в запрос будет серьёзно изменять быстрый ответ, даже если суть вопроса при этом не меняется.

Быстрые ответы Яндекс Y1 для региональных запросов

Так что нам это говорит?

Во-первых, начнётся серьёзная битва за блок быстрых ответов в плане информационных «околокоммерческих запросов». Блок быстрых ответов заметен на фоне остальных сайтов в выдаче, соответственно, SEO-специалисты не смогут это игнорировать.

Во-вторых, региональность запроса влияет на быстрый ответ, на чём можно играть, добавляя, например, региональность в семантику.

В третьих, по сути, любой «хвост» в запросе будет влиять на суть быстрого ответа.

Быстрые ответы Яндекс Y1 для низкочастотных запросов

Пока трудно сказать, как это будет работать, система быстрых ответов Y1 ещё сыровата, потому требуется больше экспериментов. И раз система ещё не устаканилась, нужно ждать доработок, она ещё может серьёзно измениться.

В общем, пока что только анонс, дабы быть наготове. Ничего объективно и с «пруфами» утверждать не могу.

Но чего ждать вебмастерам, блогерам и прочим владельцам информационных ресурсов? Всё просто: блок ответов очень заметен на фоне органической выдачи, те, кто туда попадёт, теперь будут получать больше потенциального трафика.

Но что будет в случае, если блок ответа полностью отвечает на вопрос?

Быстрые ответы Яндекс Y1

Тогда всё очень просто: получив ответ, пользователь не перейдёт на ваш сайт. Ему это не нужно, он уже узнал, что хотел. Соответственно, вебмастер не получит денег за просмотр рекламы или с реферальной программы, ибо на его сайт так и не зашли.

В общем, претензии те же, что и в своё время были к быстрым ответам от Google. Яндекс берёт информацию с чьего-либо сайта, показывает на своей первой страницы, получает деньги за рекламу. Но владелец сайта, который данную информацию подготовил, не получает ничего: ни трафика, ни денег с монетизации.

По некоторым информационным запросам Яша уже давно выдачу монополизировал, раскидав там колдунщики, которые серьёзно повлияли на трафик сайтов. Но теперь в этой сфере присутствуют ещё и быстрые ответы. И если вы в них не попадёте, то трафик упадёт ещё больше.

Колдунщики и блок быстрых ответов Yandex

Если раньше человек мог пролистать колдунщики и перейти в органику, то сейчас видит и быстрый ответ, который может находиться выше всех. И высока вероятность, что выдачу до вашего сайта просто не пролистают, а остановятся на быстром ответе.

Может, для людей наличие быстрых ответов хорошо, но для владельцев сайтов это не лучшая перспектива. Теперь многие сайты в поисковой выдаче станут ещё менее заметными.

Ну и видео с презентацией Y1. Интересно, почему не на Дзен разместили? А, ну да, проблемы со встраиванием на сайты.

Это чисто коммерческое видео, но в нём вполне ясно сказано: Яндекс хочет, чтобы люди не тратили время на сайты, а получали всё сразу на главной странице Яши. Выводы, дорогие вебмастера, делайте сами.

Поиск внутри видео

Также добавился поиск внутри видео, который должен позволить быстрее находить нужные отрезки в видео, дабы человек не тратил время на прокрутку и тому подобное. Не знаю, будет ли работать только с сервисами Яндекс. Вполне возможно, что YouTube и другие сервисы тоже будут учтены.

Но пока что мне не удалось проверить, как работает данная система. Впрочем, в выдаче встречаются не только видео с Дзен и Эфира.

Яндекс Видео

Кажется, пока что это ещё не работает, когда прогонят кучу видео через Толокеров и научат нейросеть, будет нормально.

Какие-либо выводы делать ещё рано. Но если судить по рекомендациям, то прописывать таймкоды с соответствующей семантикой под видео, а также размещать видео в теле статьи — хорошая идея.

Оценка по отзывам

Эту часть изучил меньше всего. Но как утверждает Яндекс, теперь все отзывы будут превращаться в сводную оценку. Алгоритмы Яндекс на основе кучи «честных и ненакрученных» отзывов будут давать оценку заведениям, разнообразным местам.

Пока тоже стоит присмотреться, выводы делать ещё рано. Я не слишком сильно вдавался в данную тему, пока нужно просто наблюдать.

Умная камера

Теперь умная камера сможет распознавать товары, выдавать сразу цены. Конечно же, высока вероятность, что это будет касаться больше Яндекс Маркета, а не сторонних сайтов, но посмотрим.

Пока что Яндекс заявляет, что для работы умного поиска можно ввести соответствующую разметку, которая позволит умному поиску брать информацию с вашего сайта и анализировать изображение вместе с данными об объекте на сайте. Например, если человек попробует узнать, что за бабочка, то сможет с помощью умной камеры получить о ней информацию.

Также можно выполнять поиск товара по изображению с помощью умной камеры, вместе с найденным изображением будет отображаться цена, характеристики и другая информация.

Можете об этом посмотреть на странице с презентацией Y1.

Данная технология тоже пока мне доподлинно неизвестна, но посмотрим, во что её превратят чуть позже.

К чему приведёт Y1?

Итак, быстрые ответы, которые находят информацию и дают её в обход сайта, умные камеры, отзывы, поиск внутри видео. Яндекс создаёт экосистему, сложную и довольно интересную. Но она будет явно не в пользу тех, кто создаёт контент.

Фактически первым этапом были колдунщики, разнообразные сервисы Яндекс вроде Дзен и Знатоки. Это позволило частично исключить многие сайты из выдачи и занять Яндекс целую нишу.

Теперь второй этап — постепенное замещение контент-мейкеров нейросетями. Да, этот процесс затянется, нейросеть навряд ли сможет самостоятельно писать сложные технические тексты, проводить полноценную аналитику. Но это дело времени.

Описание алгоритма YaLM

Алгоритм YaLM упорно учится писать тексты. И скоро вместо быстрых ответов, взятых с разных сайтов, будут быстрые ответы, написанные данным алгоритмом на основе анализа нейросетью тысяч других сайтов.

Это позволит выбросить «нахлебников» из поиска и не делиться с ними. Соответственно, со временем этот алгоритм сумеет писать даже новости, анализировать и обрабатывать информацию из видео и делать, например, рецензии к сериалам.

До этого ещё далеко, но это, к чему, похоже, стремится Яндекс. Постепенно поисковая система перестаёт быть прослойкой между пользователями и сайтами, а сама становится единоличным владельцем контента.

В принципе, вполне логичная эволюция, так что не удивительно, что это происходит.

Так что SEO-специалистов и маркетологов в ближайшее время ждут интересные приключения. Рано ещё говорить о том, как будет в итоге выглядеть Y1, эту систему ждёт множество доработок. Но битва за блоки ответов не заставит себя ждать, в этом я уверен, ибо выбора не будет.

В общем, станет сложнее жить, это очевидно.

Подводим итоги

Последние годы что Яндекс, что Google всё больше трафика перетягивают на себя. Вокруг агрегаторы, крупные экосистемы, а также огромные бюджеты. Небольшим интернет-магазинам и сравнительно небольшим сайтам всё сложнее жить в эпоху корпораций и монополий.

Яндекс потихоньку отобьёт трафик у таких сайтов, ведь всю информацию можно будет получить прямо на первой странице выдачи. Так что остаётся только с интересом наблюдать, как ситуация будет развиваться дальше.

На этой ноте с вами прощаюсь, желаю успехов!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.