Здравствуйте, дамы и господа, в этой статье расскажу о том, почему фотографы не передают исходники в формате RAW, а также о том, почему в некоторых случаях обязаны это делать. Да, есть ситуации, когда фотографы поступают правильно, не передавая исходники, но существуют и обратные ситуации, когда они обязаны это сделать, но зашкаливший борзометр вынуждает их называть исходниками формат JPEG.

Ладно, давайте рассмотрим эту ситуацию более-менее объективно, чтобы осталось поменьше вопросов.

Почему фотографы не любят отдавать исходники

Начнём с того, что не только формат RAW может быть исходником. Ну и у каждого фотоаппарата формат RAW немного свой. Соответственно, без минимальных знаний равки от одного фотоаппарата могут сильно отличаться от равок другого. Обычный «смертный» не сможет их даже открыть.

Вторая проблема заключается в том, что формат RAW использует базовые настройки техники. То бишь в нём не выставлены такие значения, как экспозиция, контраст и другие настройки. В общем, сам по себе данный формат не имеет особой ценности для человека. В нём нет ничего особенного.

Формат RAW нужен только для того, чтобы поиграться с настройками фотоаппарата в программном варианте, фактически вы посредством программы имитируете разные настройки фотоаппарата, а потом смотрите, какие лучше подойдут. Не более.

Просто формат RAW даёт больше возможностей «поиграться», чем редактирование того же JPEG.

Например, если возьмусь редактировать JPEG, то получится примерно так:

Обработка изображений: до/после

Есть уже определённые настройки для фото, которые убрать никак не могу, они уже «вшиты» в это фото, соответственно, приходится работать с тем, что есть. А в формате RAW все настройки камеры будут иметь базовые значения, а потом вы можете их править в программе как вам удобно.

К сожалению, у меня нет профессиональной техники, дабы продемонстрировать это на практике, но, надеюсь, вы поняли, к чему я веду.

В общем, если вы непрофессионал, формат RAW вам ни к чему. В частности если не знаете, что такое экспозиция, диафрагма, выдержка, светочувствительность и как с этим работать, то равки вам не нужны.

В общем, смотрите, зачем обращаетесь к фотографу. Если вам нужен результат, то бишь готовая фотография, то вам хватит и JPEG. Вы же, надеюсь, обращаетесь к фотографу потому, что вам понравился его стиль и портфолио?

Фотограф сделает вам фотографии. Из 500 фотографий выберет 30 наиболее удачных, обработает их, и вы получите готовый результат.

Заказывая услуги фотографа, вы, как правило, покупаете не человека, который щёлкает затвором, но и определённый стиль, почерк и художественное видение.

Да, некоторые не считают фотографию искусством, но на деле это не так. Банальный пример — я. Даже когда мне давали в руки отличную зеркалку, у меня получались паршивые фото с заваленным горизонтом и никакой красоты в них не было. Пожалуй, данные фото ничем не отличались от того, что я делаю на смартфон, ну, конечно, с профессиональной техникой качество чуть повыше. Ну и «мыла» меньше. Не более.

Так что хорошего фотоаппарата недостаточно для того, чтобы стать хорошим фотографом. И фотография с момента появления первых фотоаппаратов считалась искусством.

И даже согласно гражданскому кодексу фотография является объектом авторских прав наравне с литературой, музыкой и всякими произведениями живописи.

Да, цифровые фотоаппараты немного облегчили процесс создания фотографии, но без некоторых знаний, а также «вкуса», хорошие фото сделать не получится. Только произведения в таком стиле:

Носороги в Дортмунде
Качество, конечно, урезано под WEB, но, думаю, понятно откуда у меня руки растут при фотографии

Как видите, что само фото, что обработка получилась из разряда «не очень». И фотографы не хотят давать исходник для последующего редактирования кем-то другим, ибо вместо нормального фото после обработки может получиться какая-то дичь.

В общем, заказывая услуги фотографа, неважно, на свадьбу, корпоратив или просто пофоткаться в парке, вы берёте услугу, включающую не только щёлканье затвором, но и обработку. И на выходе получаете готовый продукт — фотографию.

Исходник готовым продуктом не является. Отдать исходники примерно то же самое, что отдать человеку, заказавшему картофель фри, сырой картофель в придачу. Смысл?

Банально, исходник статьи, которую вы читаете, я никогда бы не выложил в интернет. А если бы писал для другого человека, то не отдал его. Это сырой продукт, в котором много недочётов, куча ошибок, где-то мысль подана неверно, где-то максимально косноязычно написал. Да, даже после редактуры недочёты останутся, но уже не в таком количестве.

Также и с фотографией. Исходник — сырой продукт, на котором у модели прыщи, где-то завален горизонт, на других фото убогий фон, который нужно замылить. И так далее.

Ну и главная причина в том, что исходники могут испортить имя фотографа. Их испортят своей обработкой или просто выложат без обработки. И потом под этими испорченными фото может красоваться имя фотографа. В общем, —rep.

Так что частенько фотографы вполне справедливо не отдают исходники. Зачем отдавать RAW, если это может навредить фотографу?

Но есть и другая ситуация, когда исходники нужны и фотограф обязан их отдать. И сейчас про это немного поведаю.

Как сделать, чтобы фотограф отдал исходники

Итак, здесь на самом деле не очень много вариантов. Да, вы можете запретить фотографам использовать фото со своей физиономией в коммерческих целях. Даже если не было между вами договорных отношений. Да, вы можете заставить убрать фото с сайта или наказать его, если ваши фото без вашего ведома разошлись по интернету, хотя это трудно сделать.

Но заставить отдать RAW без договорных отношений очень трудно. Например, в прошлом году случилась ситуация, когда с фотографом заключили договор, что получим фото в формате RAW, а дальнейшую обработку для рекламной кампании сделаем сами. Даже в договоре прописали, что нужны фото в формате .crw, .cr2 или .cr3.

Но фотограф оказался не очень умным мальчиком и начал нам заявлять, что RAWки не отдаст, у него все исходники в JPEG.

Фотограф

Не знаю, с чего он так решил, предполагаю, что борзометр просто зашкалил, но его быстренько ткнули договором и объяснили, что если продолжит качать права, то оставят без оплаты, а также вернут предоплату с неустойкой через суд. После этого исходники сразу же нашлись.

Случай, конечно, клинический, но, как видите, встречается и такое. Но к чему я веду? Верно! Нужно сразу договариваться с фотографом, если нужны «сырые» фото. Некоторые фотографы дают RAW за дополнительную плату, другие могут отдать и просто так. И если бы не было договора, то исходники бы фотограф не отдал.

Но если вам могут понадобиться равки, всегда договариваетесь заранее, обязательно пропишите это в договоре. Другого варианта попросту нет. Если вы не договаривались с фотографом и он «встал в позу», то исходники не получите.

И если вам просто нужен человек с камерой, а обработку и остальное желаете взять на себя, то сообщите об этом фотографу заранее. Не стоит стесняться или думать, что «это и так подразумевалось». Ваши мысли читать никто не умеет, так что подробно объясните, что вам нужно.

Обговаривайте всё заранее. Обязательно заключите договор, чтобы не было проблем потом. Другого варианта попросту не существует.

Фотографы иногда отдают исходники

Но всё следует обговаривать заранее. Желательно, договорные отношения зафиксировать на бумаге и заверить подписями.

У фотографов предостаточно причин не отдавать исходники, как у производителей смартфонов не отдавать запчасти к нему, у писателей не передавать черновики в издательство. Фотография тоже продукт. И чтобы получить именно то, что вам нужно, следует заранее договориться. Если не договорились, ищете другого фотографа, вот и всё.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.