Здравствуйте, дамы и господа. Сегодня хочу затронуть тему, которая очень популярна среди новичков: офис или фриланс. К сожалению, однозначного ответа дать не могу. Так что просто обрисую, чего ждать от работы на дядю и «свободного плавания».
Да, понимаю, для многих удалённая работа — мечта. Не нужно ездить куда-либо, можно работать из дома. Многие после карантина категорически не хотят возвращаться в офис, потому что работать из дома приятно и удобно, но есть у такой работы как плюсы, так и недостатки, давайте узнаем, легко ли стать фрилансером, а также развею некоторые ожидания.
Фриланс: не легко, но и не сложно
Сейчас всё больше людей задумывается о фрилансе, все устали от выматывающей дороги или от низких заработных плат в регионе. Кого-то утомило начальство, других достал коллектив. У каждого своя причина задумать о свободной работе.
Но все боятся сделать первый шаг в этом направлении, ибо фриланс — нечто непредсказуемое, неизвестное.
А вспомните, пожалуйста, как первый раз устраивались на работу, было ли волнение, были ли ощущения непредсказуемости и прочее? Скорее всего, да. Не факт, конечно, но вероятно.
Также и с фрилансом, в этой сфере можно работать, можно неплохо зарабатывать, но направление крайне непредсказуемое, ваш успех зависит от многих факторов:
- ситуация на рынке, кризисы сказываются и на фрилансе;
- выбор профессии, от этого зависит сложность вхождения и уровень конкуренции;
- наличие финансового запаса, ибо заказы сразу в руки не посыпятся, придётся делать рекламу, да и просто питаться нужно;
- самодисциплина, ведь нужно садиться и работать, не отвлекаясь на всякую ерунду.
Ладно, перечислять можно долго, и от человека к человеку факторы будут разниться, у каждого свои проблемы.
Если честно, некоторые представляют жизнь фрилансера так:
На деле, чаще всего происходит примерно вот так:
Фрилансеру приходится осваивать новую сферу, причём с нуля, самостоятельно. Давайте посмотрим правде в глаза: вы можете быть отличным программистом или мастером слова, статьи которого публикуют на первых страницах журнала, крутым финансистом. Даже считаться лучшим из лучших в своей профессии, но стоит шагнуть в сторону фриланса и всё! Вы наравне с тысячами других исполнителей, а от многих даже отстаёте.
Почему такая ситуация? Всё просто до банальности. И сейчас расставлю всё по полочкам.
Офис и фриланс: дело одно, но принципиальная разница
Давайте начнём с простого обзора построения офисной работы. Каждое направление должен кто-то закрывать, иногда одному сотруднику приходится закрывать сразу несколько направлений. Но давайте посмотрим, как всё устроено:
- Учредитель. Владелец компании. Может не участвовать в деятельности организации лично, а нанять директора. Часто выполняет обязанности руководителя компании.
- Руководитель компании (генеральный директор). Берёт на себя обязанности по организации рабочего процесса и взаимодействия сотрудников. Может делегировать часть обязанностей, нанимая руководителей низшего звена, и налаживать рабочие процессы, давая указания оным. Промежуточное руководство встречается только в более-менее больших организациях, которые не стоит сравнивать с отдельным фрилансером. Так что можно про них не говорить.
- Бухгалтерия. Отвечает за взаимодействие с государственными органами (ПФР, налоговая), подсчёт финансов (если нет отдельного финансиста), расчёт заработных плат и налогов. Расходы и доходы тоже частенько висят на бухгалтерии.
- Рядовые сотрудники. Выполняют остальную деятельность компании. Например, маркетологи создают рекламу, «звонари» сидят на телефонах и т. д.
И фрилансер получается сам себе вся эта цепочка. Ему приходится делать всё, начиная от поиска клиентов, заканчивая «мытьём рабочего места».
Конечно, некоторые ребята мне сейчас возразят, что «можно нанять сотрудников, бухгалтера, а также домработницу, а самому заниматься делом». Поздравляю, вы только что создали компанию!
Фрилансер — свободный работник, который работает по своему направлению, но и перекрывает смежные. На первых порах лишних денег не будет, чтобы содержать штат сотрудников. Придётся делать всё самостоятельно. Если же финансовая подушка позволяет, то проще сразу создать собственный бизнес. Но для этого нужен опыт, которого, как правило, нет.
Соответственно, фрилансер сам себе менеджер, управленец, бухгалтер и клининг-сервис. Придётся делать всю работу самостоятельно. Привлекать клиентов? Вперёд и с песней! Договариваться и консультироваться? Тоже фрилансер. Составлять отчётность и проводить финансовую аналитику кто будет? Правильно!
Фрилансер — человек мультиинструменталист. И если вам казалось, что в офисе работать было тяжело, но на вольных хлебах, без начальства, станет сразу лучше, то заблуждаетесь.
Вы обнаружите, что «звонарь», который беседовал с клиентом и убеждал его, что «услуга_name» необходима, был хорошим и практически незаменимым чуваком, а тот интернет-маркетолог, который вроде бы целый день плевал в потолок, иногда почёсывал затылок и начинал усиленно стучать по клавиатуре, оказывается очень полезен. А дородная тётя Вера из бухгалтерии — прекрасная женщина, и на самом деле она не только косынку раскладывает и в Одноклассниках сидит.
Все обязанности, которые висели не на вас, внезапно станут вашими. Так что готовьтесь к тому, что в «свободном плавании» придётся прокачать ещё множество доселе неизвестных вам скилов. Иначе не справитесь.
Соответственно, если найдёте хорошую должность в офисе, например, web-dev, то, скорее всего, будете заниматься именно своим делом. Ну, конечно, если устроились в «шарагу» или вписались в стартап, то будете тоже человеком-мультиинструменталистом. Проверено.
Но если вы устроились на нормальную работу в офис, то будете заниматься своим делом. И не придётся отвлекаться на отчётность, рекламу, поиск клиентов и т. д.
Если же вы фрилансер, то добро пожаловать в адишко. Давайте на личном примере.
Впрочем, у фрилансеров мужского пола в России есть одно хорошее преимущество: вам не передадут повестку через отдел кадров)
Как работает фрилансер
Конечно, каждый свободный работник выстраивает работу немного по-своему, но у меня стандарт:
- Подсчёт примерных месячных расходов на безбедное существование в начале месяца. Нужно заработать чуть больше. Поставим условную сумму в 50 тыс. рублей. Также подсчитываю резервы.
- Аналитика возможностей. Условно, чтобы получить данную сумму, нужно слепить пару лендингов на WordPress и сделать рекламную компанию, остальное придёт от постоянных клиентов за поддержку. Провожу анализ, после чего можно перейти к стратегии.
- Итак, значит мне нужна тройка новых клиентов. Конечно, кто-то может посоветовать меня своим знакомым, но надеяться на это не стоит. Значит нужна реклама. В лучшем случае, клиент придёт ко мне через сайт, который приносит не расходы, а даже прибыль. Но на деле, поиск 3-4 новых клиентов, которые принесут хорошие деньги, приходится тратить 10-15 тыс.
После этих подсчётов получается следующее:
- Нахожу пару крупных клиентов, делаю интернет-магазин, рекламную компанию и прочее. Спокойно зарабатываю 30-35 тыс.
- Часть рекламы приводит мелочёвку. Кому-то нужно доработать контекст, другим немного переделать сайт. Эти ребята отбивают стоимость рекламы, иногда позволяют выйти в небольшой плюс.
- >Остальные деньги приносят постоянные клиенты.
Теперь, считаем трудовложения, доходы, расходы, получаем чистую прибыль. Фрилансеру в расходы стоит записывать любую трату.
И если вы индивидуальный предприниматель, то придётся готовить отчётность, согласно вашему налогообложению.
Но мне ещё приходится:
- беседовать с клиентами, «продавать» свои услуги;
- готовить коммерческие предложения;
- непосредственно работать;
- готовить и отправлять отчёты о выполненной работе.
Факт в том, что у меня всегда много головной боли. Начиная от клиентов, которые «а давайте так переделаем», а на следующий день «нет, давайте вот так», заканчивая полными неадекватами, которые думают, что раз они мне платят, то чуть ли не коленях должен перед ними ползать. Нормальных клиентов больше, но, поверьте, один неадекват способен много нервов попортить.
Помогает заключение договоров, где всё прописано по пунктам, если у вас есть какой-нибудь крупный проект на несколько месяцев, лучше обратиться к юристу и составить такой договор. А также иметь ИП или быть самозанятым, заодно завести расчётный счёт в банке.
В общем, как видите, появляется много головной боли, начиная от юридических аспектов, заканчивая тем, что телефон, порой, разрывается. Особенно печально, если у вас один клиент в Москве, второй во Владивостоке, третий в США. Звонить и писать будут круглосуточно, не всегда, но если случится экстренная ситуация, вроде пандемии, то всем сразу станут нужны доработки по сайту, корректирование рекламы и т. д.
Вообще, если честно, то расписал всё очень кратко. Думаю, если бы пытался указать все нюансы, то растянул бы статью ещё на несколько тысяч слов. Решил проще, общую картину обрисовал. Часто фрилансеру приходится работать в режиме нон-стоп даже не потому, что сидел и плевал в потолок, а за голову схватился за два дня до дедлайна, а просто потому, что обязанностей становится на порядок больше.
Вы считаете деньги, вы делаете отчётность, ищете образцы договоров, заказывает сопутствующие работы у других фрилансеров, говорите с клиентом. И ещё выполняете непосредственно работу.
Так что лучше? Офис или фриланс?
Знаете, это личное дело каждого. Кому-то комфортнее работать в офисе, стабильно получать заработную плату и спокойно делать своё дело. Другим людям хочется некоторой степени свободы, а также самостоятельно контролировать свой график.
Но факт в том, что новичку лучше поработать в офисе, набраться опыта, узнать, как взаимодействуют с заказчиком, какие процессы происходят в компании, а также лучше освоить свою профессию, ибо в «свободном плавании» эта информация вам понадобится.
А фрилансером себя будет хорошо чувствовать опытный специалист, который изучил все эти процессы и теперь может делать не только свою работу, но и выполнять дополнительные задачи, которые так или иначе встанут перед вами.
Так что, фриланс — хорошо, но тогда, когда вы готовы променять стабильность, а также ступить на поле жёсткой конкуренции с другими такими же сотоварищами.